ВЯЗАНИЕ ОРНАМЕНТОВ

Техника выполнения орнамента при вязании

Украшение орнаментом различных изделий было известно еще в эпоху первобытной культуры. До сих пор орнамент остается одним из основных форм художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Сохраненные орнаменты древнего периода поражают своим рисунком, цветом, техникой. Они свидетельствуют о тесной связи человека с природой, в них отражается мир растений, животных, птиц. Дошли до нас и геометрические орнаменты.

В отечественное искусство глубоко проник византийский орнамент, сказалось влияние и орнаментов Италии, Франции, которые изображали в основном растительный и животный мир, фигуры людей. Рукоделие украинским набирает обороты и широко распространяется среди домашних мастеров, которые самостоятельно занимаются изучением курсов и просматривают видео мастер-классы.

Современная мода вязания тесно связана с выполнением орнаментов. Орнамент обычно вывязывают из нитей разного цвета на чулочном переплетении. Предварительно рисунок наносят на бумагу в клетку, каждая клетка соответствует одной петле. Рисунок имеет раппорт по количеству петель и рядов. Он может быть простым и сложным. Простые выполняют нитками в два цвета, один из которых будет основным, второй — дополнительным: основной создает фон, а дополнительный — рисунок. Сложные рисунки выполняют из нитей нескольких цветов, очень часто используя при этом модели вязания.

Освоение вязания орнаментов надо начинать с вывязывания простых рисунков. При этом нужно внимательно следить за изменением нитей разных цветов, правильно их изменять, не оставлять отверстий в полотне. Нить, которая находится в нерабочем положении, должна проходить равными стежками по изнаночной стороне изделия.

Немалая сложность при этом — научиться не стягивать вязаное полотно протяжками цветных нитей, но и не оставлять их слишком свободными. По длине они должны точно соответствовать расстоянию между одинаковыми по цвету петлями. Подбирать рисунок орнамента лучше с расчетом на четное количество рядов, для того, чтобы нити на краю изделия не обрывать. При изменении нитей первую краевую петлю ряда провязывают нитью того цвета, которая будет участвовать в рисунке данного ряда.

Если рисунок большой или в клетку, то изделие рекомендуется вязать из нескольких клубков: для каждой клетки свой клубок. Для того чтобы вязаное полотно в местах соединение не расходилось, нити различного цвета надо сцеплять между собой. Для этого обе рабочие нити берут в левую руку и поворачивают кисть руки на себя, если нить другого цвета вводится по лицевой стороне вязания,

если по изнаночной — от себя,

а затем вывязывают петли нитью нужного цвета. Узоры для вязания следует подбирать исходя из опыта. То есть на начальном этапе начинать следует с простых.

При вязании сложных рисунков из нескольких клубков экономится пряжа, на изнаночной стороне изделия не проходят нити и упрощается вывязывание орнамента.

Многоцветное вязание требует максимума внимания и точности в работе, поскольку незначительная на первый взгляд ошибка искажает рисунок. Если в одном ряду вязания количество петель не соответствует их числу в рапорте, в следующем ряду это вызовет еще большую путаницу.

В художественном вязании орнаменты не только вывязывают, но и вышивают. Делают это штопальной иглой (тупой с большим ушком) по горизонтали, так же как вывязывают ряды. Вышивку можно делать двумя способами. В первом случае иголкой с ниткой цветной выполняют петельки подобные вязаным, захватывая два ряда вязаного полотна, во втором — один ряд. Вертикальные контрастные полосы на изделии можно выполнить крючком. Для этого на полотне с определенным рисунком вывязывают изнаночные петли по вертикали, потом их еще раз вывязывают крючком.

На чулочном переплетении орнаменты можно вышивать гладью и крестом.

Орнаментом может быть украшена вся поверхность изделия или только часть его (отворот шапочки или полоса над отворотом, края шарфа, кокетка и карманы пиджака, перчатки, носки и гольфы с яркими орнаментальными полосами, вполне свитер с полосками орнамента, связанного углом и т . д.).

Расположение орнамента может меняться в зависимости от формы, размера изделия и замысла исполнителя. В вязании, как и в вышивке, для орнамента рекомендуется использовать образцы народных узоров. Отдельные их части можно комбинировать по своему вкусу. После получения необходимого опыта, можно выполнять и свои собственные орнаменты. Здесь открываются большие возможности для развития художественного творчества настоящих умельцев.

Вязание орнаментов или связь времен

Вязание, в том числе вязание бисером
Вяжу я давно, но серьезно стала вязать после прохождения курсов ручного вязания. Я вяжу быстро, щепетильно отношусь к крою, терпеть не могу спущенный рукав.
Любила вязать многоцветные узоры (с вышивкой по петлям), чем сложнее, тем лучше. Узоры для одежды взяты из журналов «Нива» и «Родина». Трудно сказать что это — судьба или случай, или провидение дали возможность заглянуть на столетие назад. На чердаке купленного домика в деревне на Украине я нашла целую кипу бесплатных приложений к этим журналам, бывшую хозяйку дома до конца ее дней там звали барыней, была она из благородных. Я жила четыре лета с ребятишками на хуторе, помогала по хозяйству бабушке мужа, саповала огород, читала книги, вышивала, вязала. Глубина украинского звездного неба, запах спелой вишни в июльский солнцепек, до сих пор покоя не дают.
Для вязания орнаментов я приспособила схемы для вышивки крестом (недавно узнала, что эти же орнаменты можно связать крючком в филейной технике). Люблю сочинять сама орнаменты, прием хорош для вязания шапочек, сама не знаю, чем работа закончится, повторить сложно, а иногда и лень.
Пальто со львами было связано для себя, ему уже исполнилось тринадцать лет, сейчас его носит дочка (44 размер), точнее соизволяет иногда одеть. Я заметила за собой одно свойство, а именно, оставлять кажущиеся не разрешимыми проблемы на потом. Как говорила Скарлетт: «Об этом я подумаю завтра». И, как ни странно, это правило оправдывает себя! С орнаментами я дружу уже давно. Было время, когда я их старательно вывязала и вышивала разными цветами, а потом ужасно огорчалась последствиям очередной стирки, наблюдая, как любимая вещь уменьшается в размерах по закону шагреневой кожи. Таким образом, на тот период (а это было десять лет назад) у меня возникла проблема. Я хотела вязать красочные, со сложными орнаментами изделия, которые в процессе носки не теряли бы своего первозданного вида…и не могла.
Ну, как, проблемка? Тут еще технический прогресс постарался — появились импортные вязальные машинки, которые влет выдавали любые сложные трикотажные узоры. Я это называю профанацией идеи. Тут свое слово сказала Скарлетт и я благополучно отодвинула эти проблемы на неопределенный срок.
Не устаю повторять, что любые действия, которые мы производим, и знания, которые мы приобретаем, не проходят бесследно.
Те годы, что я провела, вывязывая сложнейшие орнаменты, иногда в половину изделия, это мой золотой фонд мастерства.
Постепенно я начала понимать тайну рождения орнамента, я заглянула в него, почувствовала его ритм … и восхитилась совершенству мироздания. Да, да, именно мироздания, через узор и орнамент к красоте и гармонии окружающего мира.
Недавно, меня посетила благодатная мысль, которая расставила все по своим местам. Последней причиной того, что я надолго отошла от вязания орнаментов, это были постоянные разговоры о том, что орнамент и народный стиль близнецы братья и, соответственно, не всегда актуальны в одежде. У меня появился какой-то комплекс неполноценности, а-ля белая ворона в старинных бусах и душегрее.
Но никому в голову не придет назвать снежинку не актуальной и не модной, это раскрученный, как сейчас говорят, брэнд. Снежинка — это узор, орнамент … и порождение сил природы. Орнаменты присутствуют в культурах разных народов, меняется только уровень его актуальности. А вам в голову не приходило, откуда наши прапрабабушки знали законы мироздания, а именно, строение кристаллов соли и снега, структуры воды, если фото той же снежинки было сделано во второй половине 20 века. Мой ответ — они просто чувствовали мир, его алгоритм, его гармонию, симметрию и выражали свое мироощущение через узоры и орнаменты. Не верьте, если вам скажут, что ваша одежда, украшенная узором старомодна, это в принципе не возможно. Нас не будет, не будет никого из знаменитых сейчас дизайнеров, возможно забудут их изыски и стили, а украшение одежды узорами будет всегда … пока светит солнце. Даже если не останется ни одного бумажного листка с орнаментом и ни одного наряда, украшенного узором, какая-нибудь женщина начнет все сначала и … придумает его — она его вынет из себя (почему-то не люблю говорить «из души»!?)
Вот такая философия с рукоделием! … Продолжаем разговор. На чем мы остановились, так вот, закинула я свои орнаментальные причуды, куда подальше и более десяти лет от них отдыхала. Далее, звучат вышеозначенные фанфары… и я …увидела бисер.
Первые работы были выполнены произвольно, в стиле броуновского движения, хотя определенный ритм в чередовании цвета и фактуры бисера присутствовал. В тоже время я, как кошка, медленно, крадучись, постепенно подбиралась к своей лакомой теме. Ну конечно, я вернулась к вязанию орнаментов. Хотя у меня много старинных схем, я ими не пользуюсь. Я вяжу по воспоминаниям о них, ищу свой цвет и ритм узора, однако, джаз получается! Техника вязания бисера замечательна тем, что можно использовать неограниченное количество цветов и оттенков в создании изделия, вокруг тебя нет вечно путающихся клубков. Вспомните, каково вязать орнамент хотя бы из трех цветов, это кошмар любой рукодельницы.
В данной технике присутствуют только трое: ты, горстка бисера и нить.
То, что бисер располагается между петлями вязки, немного путает, но это только в начале работы. И еще, бисер проявляет свой нрав, самым неожиданным способом, он сам диктует плотность вязания своими размерами.Послесловие
Почему такое название у статьи, да потому что, его написала женщина. Наличие женской логики, точнее, отсутствие обычной логики сыграло свою роль.
Эмоциональная подоплека любого рукоделия, стремление создавать свой мир путем рукоделий присуще больше женщинам. И, главное, только женщина, когда ей тошно и грустно, повышает свой тонус созданием чего-нибудь красивого и полезного для себя. Связь времен происходит именно через рукодельные техники, которые благополучно проходят сквозь века, расцветая и трансформируясь с учетом новых условий жизни.
С уважением, удачи всем нам, Светлана Бацилева.

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Вязание, в том числе вязание бисером
Вяжу я давно, но серьезно стала вязать после прохождения курсов ручного вязания. Я вяжу быстро, щепетильно отношусь к крою, терпеть не могу спущенный рукав.
Любила вязать многоцветные узоры (с вышивкой по петлям), чем сложнее, тем лучше. Узоры для одежды взяты из журналов «Нива» и «Родина». Трудно сказать что это — судьба или случай, или провидение дали возможность заглянуть на столетие назад.
Читать статью

Отправить другу

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

Урок 30: как вязать орнаменты; схемы для вязания орнаментов

Орнамент на трикотаже (рис. 1) — это вывязанные изображения геометрических фигур или людей, животных, растений. Вывязывают его из цветных нитей, пользуясь схемой, нанесенной на клетчатую бумагу. Клетка на бумаге соответствует петле на трикотажном полотне. На схеме изображают лицевую и изнаночную стороны работы: нечетные ряды — лицевая сторона, четные — изнаночная (рис. 2).

Рис. 1 и 2 Орнамент на трикотаже и принцип построения схемы орнамента

Техника вязания крючком цветных орнаментов для ковриков, пледов и других вещей

Чем многоцветнее орнамент, тем сложнее его вязать, так как в работе находится одновременно несколько клубков.

Принцип выполнения орнамента таков: связав определенное число петель нитью от одного клубка, ее оставляют на изнанке полотна и начинают вязать от нового. В результате с изнаночной стороны работы образуются цветные протяжки. Иногда они получаются слишком длинными, и тогда их необходимо закреплять в процессе работы (рис. 3): прежде чем провязать очередную петлю, на рабочую нить накладывают нить от нерабочего клубка.

Основная трудность в выполнении орнаментов — это научиться вязать, не стягивая полотно протяжками, но и не оставляя их слишком свободными: они должны точно соответствовать расстоянию между петлями, различными по цвету.

Несложный орнамент иногда целесообразно выполнять без протяжек — это намного легче и быстрее. Тогда при составлении схемы необходимо соблюдать определенные условия: цвет нити нужно менять через каждые 2 ряда и, кроме этого, вывязывая петли новым цветом, некоторые из них снимать (по схеме) — они-то и образуют рисунок орнамента, вытягиваясь на высоту двух рядов, т.е. до следующего нового цветного ряда. Чтобы снятые петли не стягивали полотно, их следует вязать как можно свободнее.

Один из видов орнамента — разноцветные вязаные лоскуты. Используют такой трикотаж не только как декоративные украшения (настенные ковры, покрывала, диванные подушки и т.п.), но и в одежде. Как же в этом случае связывают между собой цветные полотна?

Наберите на спицы 11 петель из светлой нити и столько же из темной от другого клубка.

1-й ряд — 10 лицевых из темной нити, затем левой рукой наложите темную нить на светлую и, обогнув ее, возьмите темную нить в правую руку, подтяните к правой спице и, придерживая ее, свяжите 10 лицевых петель светлой нитью.

2-й ряд —10 изнаночных из светлой нити, далее левой рукой наложите светлую нить на темную и, обогнув ее, возьмите светлую нить в правую руку, подтяните к правой спице и, придерживая ее, свяжите 10 изнаночных темной нитью.

РОМБЫ крючком, классический орнамент в технике мозаичное вязание крючком

3-й ряд — узор повторяйте с 1-го ряда. Свяжите 4—5 см — получился образец из двух цветных полотен, соединенных по вертикали. Принцип соединения цветных полотен по наклонной линии точно такой же.

На рис. 4 представлена вязаная одежда с геометрическим орнаментом. Рекомендуем самостоятельно изобразить на клетчатой бумаге рисунок этого орнамента. Выполните его цветными карандашами в той цветовой гамме, которая вам к лицу.