ВЯЗАНИЕ ДЖУРАБОВ ПОЭТАПНО

Вяжем джурабы спицами: фото мастер-класс со схемами и описанием

Многие мастерицы, впервые увидевшие джурабы, влюбляются в них с первого взгляда. И это вполне объяснимо, ведь эти невероятно теплые вязаные носочки или тапочки очень прочны, красивы и элегантны.
Сегодня мы предлагаем вам изучить мастер-класс по вязанию стильных джурабов. Мы надеемся, что благодаря подробному описанию техники вязания вы сможете связать необычные яркие носочки, которые согреют вас в холода и уберегут от болезней.

Вяжем джурабы

Джурабы привлекают рукодельниц не только своей яркость и красотой, но и невероятной прочностью. В отличие от обычных носков это изделие считается более носким и теплым. Для того чтобы связать такие чудесные джурабы вам понадобятся:

  • спицы под номером 2;
  • 100 г шерсти;
  • маркеры;
  • крючок;
  • схемы.

В мастер-классе будут использованы следующие сокращения:

  • п. – петля;
  • р. – ряд;
  • изн. – изнаночная.

Описание техники вязания джурабов двумя спицами. Перед тем как начать вязать, необходимо произвести все расчеты. В изделии 35 размера ширина рисунка равняется 29 п. Кайма составляет примерно 5-6 п. Вязать кайму можно по любой из предложенных схем. Или же при желании подходящий рисунок можно самостоятельно поискать в интернете.
Согласно описанию кайму необходимо провязать 2 раза. В данном мастер-классе для создания джурабов использовалась простая кайма на 5 п. с чередованием 3-1 красной петельки, а также 2 кромочных. Описание вязания: красная – 1 п., кайма – 5 шт. – 2 раза, 29 п. основного узора, кайма – 5 шт. – 2 раза и 1 красная петелька. В итоге получается 51 п.

Когда с расчетами будет покончено, вы сможете приступить к вязанию. Для этого вам нужно набрать спицами 51 п. основного, то есть темного цвета. Затем мы будем вязать резинку в произвольной форме. При этом кромка в конце каждого р. провязывается, а в начале – просто снимается. Закончив резинку, начинаем вязать главный орнамент. Сначала вяжем 2 рядочка черного цвета. Затем приступаем к жаккарду. На фото маркерами голубого цвета обозначена кайма.

Не меняя схемы действий носочек надо довязать до щиколотки. Затем необходимо рассчитать узор на пяточке. Для этого сначала надо измерить ширину каемки и прибавить к ней определенное количество рядов от основного узора. В данном мастер-классе узор начинается от 56 р. Вязание осуществляется строго по схеме. После 35 р. надо приступать к закруглению узора как на схеме в 55 р. Для этого часть каемки – 6 п. необходимо снять на булавки. А затем набрать в этой части воздушные петельки.

Теперь по этой же схеме вяжем до большого пальца. От 5 до 60 р. Убавления для мыска выполняем от основного узора. Для этого в каждом р. вяжем по 2 п. одновременно. 3 п. в конце р. так же провязываем вместе. Эта последняя тройная петелька отделяет каемку с двух сторон. Далее одновременно надо провязать центральную п., а также по 1 п. с двух сторон каемки. В итоге согласно описанию должна остаться 1 п.
На следующем этапе мастер-класса начинаем вязать стопу. Сначала набираем спицами 3 черные п. и вяжем лицевыми. Затем с двух сторон добавляем по 1 п., при этом вытаскиваем ниточку из протяжки следующей по счету кромки. Вяжем изнанкой. В новом р. первую петельку снимайте. Вторую п. вытаскивайте из нижней протяжки. В этом р. начинается формирование узора. В каждом последующем р. смещайте две красные п. к середине. В конце рядочка вытаскиваем 1 черную п. из нижней протяжки, а вторую петельку тащим из двух ниточек одновременно. Следующий р.: снимаем красно-черную п., вяжем по схеме, формируем из нижней кромочной 1 изн., делаем 1 изнаночную двухцветную п. из кромочной. По такой схеме вяжем до 29 п. Далее вяжем по схеме прямо, без прибавок.

На данном этапе обучающего мастер-класса с подробным описанием всех действий важно следить за тем, чтобы количество петель не увеличивалось. Довязав до щиколотки с двух сторон набираем петли каймы: 6 шт. с воздушных и 5 шт. с булавки. На спицах вновь должна быть ровно 51 п. Чтобы понять, для чего нужно разделять каемку вы можете посмотреть на фото.

Теперь согласно сделанному ранее подсчету количества рядочков для высоты пятки провязываем 5 р. прямыми полосами. Центральные петли в узоре убавляем по той же схеме что и на мыске. Соедините края каемки до 1п.
Переворачиваем джурабы. Продолжаем вывязывать пяточку по той же схеме что и стопу. На рисунке схема идет от 73 р. до 22 р. Получается, что нам нужно двигаться в обратную сторону. Сначала черными нитями формируем 2 р. Затем делаем резиночку. После этого обвязываем край изделия рачьим шагом с помощью крючка. Обратите особое внимание на то, что вязаные джурабы должны свободно надеваться на ногу, поэтому край изделия стягивать не рекомендуется.

На этом наш обучающий мастер-класс можно считать завершенным! Второй носочек вяжется спицами по такой же схеме что и первый.

В этом мастер-классе мы рассказывали о том, как связать джурабы 35 размера. При желании вы можете легко сделать изделие любого нужного вам размера. Для этого надо лишь правильно рассчитать количество петелек для выбранного рисунка.

ВЯЗАНИЕ ДЖУРАБОВ – УТЕПЛЯЕМ НОГИ МОДНЫМИ ВЕЩАМИ (Вязание крючком)

Изготавливаются из толстой шерстяной пряжи и только крючком. Носки украшаются яркими узорами и этническими орнаментами. Техника вязания памирских джурабов крючком проста: петли делаются длинными, вязка слабой. Однако носки получаются плотными и крепкими. Благодаря объемной форме такие изделия согревают ноги и долго носятся.

Вязка состоит из полустолбиков или столбиков без накида. Для гармоничного переплетения цветов и орнамента используют черные, красные, желтые, зелёные, фиолетовые и другие нити. Однониточные рельефные узоры создаются путем переплетения петель, жаккардовые многониточные – переплетением пряжи. Памирские джурабы вяжутся по кругу сверху вниз. Начинаются с резинки-каймы и заканчиваются мыском. Не перетягивайте нити иначе орнамент и само изделие деформируется. Выполняйте вязку аккуратно.

Для работы потребуется:

  • крючок № 5 для манжеты и пятки, №7 – для голенища и стопы;
  • шерстяная пряжа нескольких оттенков;
  • ножницы.

Размер изделия зависит от количества набранных петель. Решайте самостоятельно.

Манжета

Наберите около тридцати восьми воздушных петель крючком № 5.

Приглашаем всех мастеров к сотрудничеству!

мы с удовольствием опубликуем Ваши работы в самых разных техниках в

«Журнале Вдохновение Рукодельницы».

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях

Соедините цепочку в кольцо, вязка не должна перекрутиться. Каждый круговой ряд начинайте с одной петли подъема. Свяжите шесть рядов манжеты полустолбиками за заднюю стенку петли.

Для этого введите крючок за заднюю стенку следующей петли предыдущего ряда, захватите рабочую нить и протяните её через петлю, лежащую непосредственно на крючке. Вследствие чего образуется рубчик, а вязка получится в виде полосок. Сделайте один ряд другим цветом.

Паголенок

Продолжите голенище полустолбиками, набранными за обе стенки (как на фото). Для этого используйте крючок № 7. Ряд получится вывернутым. Длину изделия регулируйте сами.

Структура поверхности, связанная столбиками без накида или полустолбиками, выглядит так.

При создании орнамента возьмите несколько разноцветных нитей, которые в процессе вязки переплетайте. Используйте для работы схемы с узорами (приведены ниже). Однако рисунок получится косой. Дойдя до низа голенища (паголенка), сделайте сокращения.

Пятка

Замените крючок на меньший. Чтобы шов разместился на внутренней стороне джурабов, начните вязание по кругу на одном носке, на втором – вернитесь. Для создания пятки используйте 2/3 от количества петель. Провяжите полустолбиками около шести сантиментов – получится прямоугольник (на рисунке обведен красным цветом).

Продолжите вязать пятку, делая соединения по бокам.

Поменяйте крючок на больший, затем обвяжите клин подъёма.

Вязание стопы и мыска

Продолжите тем же узором. Чтобы выполнить мысок, сделайте по две петли убавления в каждом следующем ряду с обеих сторон носка до конца. Таким образом полотно сужается. Края изделия соедините и сшейте.

Это кропотливая работа, однако, результат того стоит. Готовое вязаное изделие выглядит так.

Дагестанские джурабы: урок различий в технике

Выполнение аналогична памирскому. Дагестанский вариант отличается круглым носочком и тщательно провязанной пяткой. Мужские носки-джурабы темные, однотонные либо с простым узором. Женские изделия — яркие, с насыщенными оттенками, с красивыми и сложными орнаментами. Вязание дагестанских джурабов крючком простое, используйте описанный ранее мастер-класс. Круглый носочек сделайте согласно схеме (размещена ниже).

Еще один неординарный способ создания джурабов: свяжите отдельные фрагменты столбиками с накидом (фото), затем сшейте готовые элементы по краям. Если взять разноцветные нити, получится яркая модель. В качестве пряжи используют также остатки ниток. Образцы выполняют с добавлением петель на поворотном ряду. Резинка довязывается в конце работы.

Уделите орнаменту должное внимание. Многие узоры, сохранившие традиции народов, имеют тысячелетнюю историю и разностороннее значение. Джурабы практичны. Их носят в холодное время года домохозяйки, полярники, рыболовы, охотники и любители зимних видов спорта. Поэтому усидчивые рукодельниц обеспечат родню теплыми носками и сэкономят семейный бюджет.

Напоминание! Используйте жаккардовую технику аккуратно, иначе узоры могут покоситься.

Кавказские джурабы: разновидности, секреты, история

Лезгинские джурабы — носки-обувь, которые никогда не выйдут из моды

Дагестанские лезгинские джурабы (чувяки), представляют собой следки, носки, гольфы или обувь ручной вязки.

Помимо ярко выраженного обогревающего эффекта, они обладают привлекательным внешним видом — искусные мастерицы лезгинских аулов изготовляли их с традиционными орнаментами.

В основном, дагестанские лезгинские джурабы вяжут из 2х цветов — красно-черными, с вкраплениями других красок – зеленых, желтых, синих.

Джурабы на Кавказе и в мире

Вязание носков из грубой овечьей шерсти – традиционное занятие женщин Кавказа. Называют этот вид национальной одежды по-разному, но джурабы самое популярное. Видимо причина в том, что так их называют в Дагестане, где практикуют использование самых сложных узоров и самых ярких красок для их изготовления.

Но и в самом Дагестане, где сосуществуют сотни народностей, первенство по красоте джурабок принадлежит лезгинам. Именно их мастерицы особенно кропотливо работают над вывязыванием узоров.

Очень похожие изделия создают и их соседи – табасаранские и азербайджанские мастерицы.

Вообще же толстые носки со сложными узорами популярные во многих областях мира, в том числе на Памире, в Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Иране, горных районах Индии и Пакистана. Есть свои мастерицы на Балканах, Греции, Турции и Египте.

Женщины этих народов продолжают традиции предков, совершенствуясь в вязании. Искусство не только продолжает жить, но и ценится молодежью, а значит, не будет потеряно, несмотря на технический прогресс.

В чем ценность джурабов?

Плотно связанная подошва отличается отменной носкостью, поэтому невысокие модели можно использовать в качестве комфортной домашней обуви.

Кроме того, такие вещи, но повыше, с успехом носят вместо носков, когда наступают сильные морозы.

Рукодельницы подбирают для них толстую и грубую овечью пряжу, которая перебирают, стирают, после чего красят натуральными красками. От обычных носков они отличаются следующими качествами:

  • износоустойчивостью — джурабы протираются гораздо реже;
  • согревающим эффектом — баранья шерсть не даст замерзнуть даже суровой зимой;
  • экологичностью — при изготовлении и окраске используются только натуральные материалы;
  • орнаменты, цветовые гаммы, присущие кавказским народам, радуют взгляд всех, кто хотя бы однажды сталкивался с этим аксессуаром.

Прочностью лезгинский джураб обязаны специальной двойной жаккардовой вязке, плотной пятке, грубой подошве. Благодаря волшебным рукам кавказских искусниц, вещь очень долго не снашивается.

Плотность шерстяных ниток сказывается на согревающих свойствах. Это их качество с успехом применяли еще при Советском Союзе, когда в моду входили занятия аэробикой. В те времена дагестанские лезгинские джурабы из 2-х цветов стали настоящим дефицитом сразу по нескольким причинам.

  • Разогревая мышцы ног, они помогают быстрее настроиться на упражнения. Спортсмены знают, насколько важно правильно согреть мышцы и получить максимальную отдачу при изнурительных тренировках.
  • Толстая нитка, жесткая вязка успешно защищали ноги от вывихов, мелких ушибов и других физических повреждений.
  • Носки, гольфы имеют уникальное свойство заменять обувь, в которой во время танцев хорошо чувствуется пол — все элементы тогда выполняются с наибольшим старанием и эффектом. У лезгинских женщин есть даже свои народные танцы, которые исполняются только в джурабах.

Внешние различия

Разнообразие, причудливые и замысловатые орнаменты, цвета и оттенки вызывают искреннее восхищение кавказскими джурабками. При своей кажущейся похожести, все они абсолютно разные. Даже в соседних районах Дагестана женщины вяжут их с большим отличием, применяя только свои, уникальные техники.

Например, дагестанским лезгинским чувякам присущ круглый носок, выраженная «лезгинская пятка», поддерживающая всю стопу. При этом голенище джураба высокое, способное согревать ногу вплоть до самого колена.

Кубачинские шерстяные изделия легко распознать, благодаря насыщенным цветам, особым ярким тонам и четкому следованию этническому узору. Аул Кубачи расположен в 70 километрах от Дербента, в Дахадаевском районе.

Женщин здесь воспроизводят формы эпохи раннего Средневековья, сохраненные в последние столетия и доведенные до совершенства. Помимо джурабов Кубачи славятся на весь мир своими изысканными серебряными украшениями.

Сложными узорами прославились и Ахтинские изделия с цветами — знатоки быстро отличают местных рукодельниц и их уникальнейшие произведения искусства от аналогов.

Интересно, что на восточных рынках можно встретить и афганскую вязаную обувь, которую легко определить по остроконечному носку.

Кроме того, лезгинские джурабы подразделяют на мужские и женские. Мужские традиционно вяжутся из шерсти синего и коричневого цвета. Красный, оранжевый и зеленый цвета считаются женскими вариантами.

Интересные факты о джурабах

В Азербайджане раньше принято было невесте входить в дом мужа с таким количеством чувяков, чтобы обуви хватило всем членам семьи, а также другим близким и дальним родственникам. Иногда численность родни составляла более сотни человек.

Любители теплой и одновременно комфортной обуви, одежды есть не только на Кавказе. С некоторых пор джурабы стали популярны во многих странах мира. Особо ценят эти изделия жители Сибири, Дальнего Востока, Прибалтики.

Рыбаки, охотники, которым много времени приходится проводить вдалеке от дома, да еще и в условиях суровых морозов, знают, какую роль качественные носки играют для сохранения здоровья.

С этой целью они покупают обувь заведомо большего размера, чтобы нога в нее вошла вместе с джурабами.

Ввязались в наследие. Почему джурабы стали символом Памира

Редкий турист, приехавший в Таджикистан, уедет отсюда без традиционных памирских вязаных джурабов. На вид джурабы напоминают носки или гольфы, но отличаются толщиной и плотностью. Это не только местная горская достопримечательность, но и своего рода визитная карточка республики.

В 2022 году стало известно, что министерство культуры Таджикистана внесло искусство вязки джурабов в список нематериального культурного наследия страны. А жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) предлагают включить памирские джурабы в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Трудно сказать, когда именно возникли джурабы в своем нынешнем виде – тем более, что их форма, расцветка и контуры весьма разнообразны.

Кое-кто полагает, что первые джурабы появились в Египте, другие склоняются к мысли, что их родиной является Индия. Как бы там ни было, очевидно, что искусство вязки джурабов насчитывает много столетий.

За это время джурабы успели распространиться по всей Центральной Азии, попали в Иран, на Северный Кавказ и на Балканы.

Как Киркоров чорапы от джурабов не отличил

В языках разных народов вязаные шерстяные носки называются почти одинаково, разница только в произношении. Принято считать, что само слово «джурабы» происходит от персидского جوراب (jourab – джураб), что означает «носки».

Но даже жители памирских селений называют их немного по-разному: шугнанцы — джириб, рушанцы – джураб, ваханцы – джрап, рынцы – джрабук. Дагестанские народы Кавказа зовут их журапками.

Есть и другие варианты этого слова: «çorap» (по-турецки), «чорап» (по-болгарски и по-македонски), «charape» (по-сербски), «corab» (по-азербайджански), «arapa» (по-хорватски).

Не так давно джурабы стали причиной забавного казуса, который случился с известным певцом Филиппом Киркоровым. В 2022 году, участвуя в шоу на российском «Первом канале», он перепутал болгарские чорапы с памирскими джурабами.

Филипп тогда подарил ведущему программы Максиму Галкину джурабы, сказав, что «эти болгарские носки связала его тетя Мари».

Однако уроженцы Памира распознали в «болгарских носках» свои джурабы (болгарские же чорапы имеют совсем другие орнаменты).

Известный в Таджикистане певец Олег Фезов, ныне проживающий в Германии, на своей страничке в Фейсбуке тогда написал: «Этот элемент одежды сопровождает горцев всю жизнь, с колыбели до последнего его вздоха. Памирец узнает свои джурабы из сотен, тысяч других, даже очень похожих.

Джурабы – одно из немногих скромных сакральных сокровищ в небогатой и суровой жизни горцев. Ведь это не просто одежда, точно так же, как и чид (дом) — не просто жилище, мадо (культовые песнопения) — не просто музыка, как чарх (прялка), как лук и стрелы. Это культовые предметы.

Это некий символ, священное послание любви и тепла».

Китайские нитки вместо натуральной шерсти

Джурабы дошли до нас с древних времен, секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла в орнамент нечто новое, индивидуальное. Вязание носков, подобных джурабам, – это древнее ремесло и одновременно искусство. Оно является традиционным у горских народов и передается по наследству.

Яркие и сложные узоры создают племена, живущие в Андах. В Южной Америке для прядения используют шерсть ламы, а также ее близких родственниц – альпаки и викуньи. Похожие изделия выходят из рук мастериц Тибета, Туркмении, Таджикистана и Афганистана.

Вязание джурабов развито в Иране и горных районах Пакистана, на Кавказе, в частности, в Дагестане, Грузии, Азербайджане и Армении, а также у курдов.

В основном, для этого используются овечья шерсть, которая служит основой для создания сложнейших узоров с использованием самых ярких расцветок.

– Вероятно, когда народы в древности кочевали, они приносили свои традиции в другие регионы и взаимно обогащали таким образом свои культуры. Неудивительно, что узоры тех народов, которые шли с Востока, имеют общие элементы.

Так, очень много общих узоров у турок и туркмен. Есть общее как в композиции, так и в технике вязания дагестанских и иранских джурабов.

Тот, кто живет на Кавказе, с легкостью различает даргинские и лезгинские джурабы, а также изделия, связанные в Грузии, Осетии или Армении.

Конечно, почти в каждом селении джурабы вяжут по-своему, и каждая мастерица имеет свои собственные предпочтения, однако некоторое единство стиля уловить можно всегда, – рассказал «Фергане» знаток орнаментов памирских джурабов, директор фирмы De Pamiri Handicraft («Памирские ремесла») Ёрале Бердов.

Еще совсем недавно на Памире для джурабов использовали козью и овечью шерсть, обработанную по специальной методике. Однако время идет, и, к сожалению, сейчас натуральная шерсть не в чести у мастериц, вяжущих джурабы.

Многие из них для работы используют дешевые китайские полусинтетические нитки.

Правда, по-настоящему взыскательные туристы не хотят покупать изделия из китайских ниток – ведь отличить настоящую шерсть от синтетики можно даже по запаху.

Даже мужчинам прясть не зазорно

За многие столетия технология изготовления джурабов была отработана до мельчайших деталей. Первым делом надо было изготовить пряжу. Пряжу готовили разными способами, используя для этого все возможные приспособления от прялки до веретена.

До сегодняшнего дня дошли примитивные веретена, сделанные из толстого 25-сантиметрового прута. Любопытно, что пряли как женщины, так и мужчины. Мужчины, оказывается, не видели в этом занятии ничего для себя зазорного.

Сидя на молитвенных собраниях, они слушали духовных наставников и неспешно пряли свою пряжу.

А вот вязали джурабы уже женщины. Они делали это медными или серебряными крючками, а также спицами, которые изготавливались из веток вербы, ивы. Для удобства работы кончики таких спиц обжигались. А металлические спицы появились сравнительно недавно – уже в тридцатые годы прошлого столетия.

Для окрашивания джурабов памирцы пользовались натуральными красителями, которые давали черный, красный, зеленый, желтый и фиолетовый цвета. Для изготовления красок использовали хну, кору плодов орешника по весне, отвар шелухи лука, барбарис и другие растения Памира. Правда, для синего цвета на Памире не было естественного красителя, поэтому его привозили издалека, и стоил он очень дорого.

Качество джурабов определялось не столько внешними показателями, сколько плотностью вязки. Ни при каких условиях ноги в джурабах не должны были промокнуть. Хорошими джурабами считались те, в которые можно было бы налить воду, и она при этом не протекала наружу.

Вязку джурабов начинали с так называемой крышки (верхней части носка) – гевак (ghevak). Именно она определяла размер и диаметр джурабов. Дальше вязали узор, затем пояс, разделявший узоры, и уже в самом конце вязалась пятка.

Полезным свойствам джурабов посвятил шуточное стихотворение востоковед Иван Михайлович Стеблин-Каменский, который долгое время жил в памирском Вахане. В 1969 году на день рождения своему старшему коллеге Александру Марковичу Беленицкому он подарил памирские джурабы, сопроводив подарок комичными стихами в форме газели:

Прими, Муаллим (учитель), эту пару джуроб.

И с ней от раба этот жалкий хитоб (обращение).

Прославил один недалекий поэт

Шаробу, рубобу, кабобу, китоб (водка, рубаб, жареное мясо, книга).

Но все эти вещи приносят лишь вред,

А пользу приносит нам только джуроб.

И с ними на свете ничто не сравнится

Среди всех существ и предметов на «-об».

Носить их во время больших холодов

Есть высшая мудрость и высший одоб (этика).

А если надеть их во время жары,

То ты все равно мешави зафарьеб (получишь пользу).

Без них можно быстро свалиться в постель

И стать из-за козней шайтана хароб (больным).

А может случиться и хуже того —

Простудишься так, что из носа джилоб (выделения).

Поэтому надо всегда отличать

Харому халол и халалу савоб (вред и пользу).

Носки эти следует днем надевать,

Когда на раскопе ведешь кофтукоб (поиск).

И темною ночью их можно надеть —

Они навевают пленительный хоб (сон).

Носки осветят и согреют тебя

И ночью, и днем, как махтоб и офтоб (луна и солнце).

Не зря утверждает Ваханский Иван:

Джуроб для здоровья – важнейший асбоб (инструмент).

Как фашисты навредили джурабам

Горцы веками жили в замкнутом пространстве. Такая жизнь способствовала сохранению народных орнаментов в первозданном виде. Основной отличительной чертой памирских джурабов является красочная вязка с использованием разных образов.

Сюжеты для орнаментов черпались из окружающего мира, в первую очередь растительного и животного, явлений природы, народного быта, поверий и культовых символов.

Неудивительно, что первоначальный смысл орнамента как знака, символа включал в себя поэтическое и даже магическое содержание.

Орнамент на джурабах традиционно нес особую смысловую нагрузку. Его рисунок должен был защищать хозяина от любых невзгод и болезней, являясь, таким образом, своеобразным оберегом.

В памирских джурабах, помимо прочего, часто встречаются орнаменты с животным и растительным миром: дерахтак (дерево), амбахцак (елочка), садбарг (роза), синай боз (грудь сокола), нохуни паланг (коготь тигра), каждумак (скорпион), заризак (куропатка).

Есть отдельный вид орнаментов, связанных со следами, которые оставляют на снегу животные, такие как волк, кошка, медведь, среднеазиатская овчарка, воробей.

До 1942 года в орнаменте джурабов использовалась символика древних ариев, в которую входили солнечный круг и свастика. Ёрале Бердов рассказывает, что на Памире свастикой с древних времен традиционно украшались дома, домашняя утварь и, естественно, джурабы.

Продолжалось это вплоть до Великой Отечественной войны. Памирские вязальщицы использовали свастику и в джурабах, которые отправляли на фронт, не зная, конечно, что этот древний символ взяли на вооружение фашисты.

Когда дошло да высокого начальства, свастику, естественно, запретили, а памирцев чуть не выслали в Сибирь.

Пытаясь найти новые орнаменты на джурабах, Ёрале Бердов часто бывает в экспедициях. Однажды в далеком селении в долине Бартанг в ГБАО он встретился с легендой об орнаменте wethipch (падающая звезда). Местные старейшины рассказали ему об этом орнаменте подробнее.

Согласно народным поверьям, у каждого человека на небе есть своя звезда, и все удачи и невзгоды зависят от нее. Чем выше звезда человека на небе, тем более удачен и успешен он на земле. Но положение звезды зависит и от самого человека. Чем больше добрых дел он совершает, тем выше поднимается его звезда.

Падение же звезды связано с окончанием жизни человека.

Считается, что орнамент «падающая звезда» существует с давних времен. Более того, бартангцы утверждают, что он сохранился, потому что его передавали из рук в руки.

Однако если и живы обладатели этого узора, то, похоже, они не хотят выдавать его тайну и берегут от чужих глаз — хотя многие мастера пытаются воспроизвести легендарный орнамент, но единого мнения о правильности его вязки у них нет.

Джурабы – эксклюзив с Кавказа

Кавказ представляет собой родину многих народностей таких, каждый с богатой культурой, традициями, обычаями в самых разных сферах: приготовление еды, свадебные обряды, ритуальные церемонии, правила приема гостей.

Здесь каждый предмет не только имеет свое предназначение, он создавался с любовью, терпение, каждая его деталь продумывалась и совершенствовалась векам. Причем это утверждение можно отнести к оружию и домашней утвари, сельскохозяйственным орудиям и одежде.

Даже такие банальные вещи как шерстяные носки, здесь превратились в настоящие произведения искусства – в джурабы.

Интересно, что носки, подобные джурабам есть у многих народов, причем не только на Кавказе. Практически идентичные изделия вяжут мастерицы Тибета, как в Индии, так и в Китае. Они также в основном используют овечью шерсть и любят сложнейшие узоры с использованием самых ярких расцветок.

Не менее яркие носки и сложные узоры создают женщины народов, живущих в Андах. Когда глядишь на все это разноцветье, кажется, что вернулся на машине времени в царство Инков. Кстати, в Южной Америке для прядения используют шерсть ламы, а также ее близких родственниц – альпаки и викуньи.

Также толстые шерстяные носки вязали и вяжут в Европе, особенно в горных регионах и там, где преобладает суровый климат, хотя таких ярких как на Кавказе там не встретишь.

История кавказских носков — джурабов

Первое упоминание о джурабах известное из исторических писаний появилось еще в 12 веке.

К тому времени кавказцы уже освоили скотоводство, и зачастую благосостояние семьи измерялось количеством голов в отаре.

Овцы использовались для пропитания семьи, создания теплой одежды и даже местной валютой на которую можно было выменять то, чего не производилось в собственном хозяйстве.

Понятно, что овечья шерсть была в каждом доме и служила для самых разных целей, в том числе и для создания одежды. Из нее делали бурки и головные уборы, вязали душегрейки и удобные носки, гольфы и тапочки – джурабы.

Эти теплые носки испокон веков являются, чуть ли не обязательным предметом гардероба, который до сих пор в Дагестане можно встретить на ногах и сельских жителей и городских. Вот и в древности в каждом доме женщины занимались вязанием джурабов – или удлиненных носков, чем-то напоминающих современные гольфы или, наоборот, низких, но прочных и ярких тапочек.

Юные девушки готовили приданое, солидная часть которого состояла из джурабов, которыми нужно было одарить каждого члена семьи жениха, а как известно – на Кавказе семьи никогда не были маленькими.

Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти. У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Такие носки часто использовались в качестве домашней обуви.

Секреты изготовления носких джурабов

Известно, что настоящие джурабы носятся куда как лучше простых вязаных носков, в чем секрет, ведь и те и те вяжутся из обычно овечьей шерсти? Оказывается секрет не один, их много и всем нужно следовать, если хотите связать настоящие дагестанские джурабы.

Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях. Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание.

Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов, плюс с двойной пяткой, а часто и вообще с двойной подошвой.

Получается, что носкость джурабов во многом зависит от мастерства и терпения мастерицы. Какую шерсть она выберет, как покрасит, спрядет, свяжет, так и будут носиться джурабки.

Разнообразие кавказских джурабов

Тот, кто живет на Кавказе, с легкостью различает даргинские и лезгинские джурабы, изделия связанные в Грузии, Осетии или Армении.

Да, что там, в каждом селении джурабы вяжут по-своему и, несмотря на то, что у каждой мастерицы есть свои собственные предпочтения и расцветки, общий стиль все равно легко просматривается.

Где-то, как на лезгинских джурабах, основным мотивом являются цветы, причем зачастую в узорах легко узнаются яркие красные или розовые розы на темном фоне. Даргинки предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент, аварцы, само собой, чаще других оттенков используют красный цвет.

Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков.

Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия. Ни один пастух или охотник не уйдет в горы без джурабов, связанных мамой, женой или сестрой.

Так как они защитят от холодов лучше любой обуви – главное надеть поверх что-то непромокаемое.

Красота – в ногах. Особенности изготовления памирских джурабов | Новости Таджикистана ASIA-Plus

Памирские джурабы — это удлиненные носки, чем-то напоминающие современные гольфы, ручной вязки с плотно связанной пяткой, которые обычно носят в самые суровые холода. Ниёзбегим Гуломшоева – одна из многочисленных мастериц Бадахшана, которая занимается вязанием джурабов с детства. Она рассказала об особенностях вязания этого типа носков.

Вязание джурабов — древнее ремесло, которое передается по наследству и очень ценится. Такой вид вязания является традиционным у народов горных районов Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Афганистан), Кавказа, Пакистана и Ирана. Это ремесло также встречается в балканских странах: Албании, Боснии, Болгарии, Греции, Македонии, Сербии и Турции.

Трудно сказать, где зародилось это ремесло. Самое древнее из известных упоминаний о джурабах с поддерживающей стопу конструкцией и замысловатым узором датируется XII веком.

Они впервые были обнаружены в Египте. На сегодняшний день самым распространенным мнением о месте происхождении джурабов является то, что их родина – Индия.

Хотя достоверно известно, что слово «джурабы» заимствовано из персидского языка.

В Таджикистане джурабы преимущественно вяжут в одном регионе – Горном Бадахшане. Климатические особенности и постоянные холода сделали это ремесло там особенно популярным.

19:02 13 октября, 2022

На Памире жили и живут замечательные женщины, которые продолжают древние традиции своих предков.

Издревле секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и каждая новая мастерица добавляла собственную бесценную крупицу опыта в копилку общей мудрости.

За многие десятилетия искусство вязания джурабов стало совершенным, появились новые модели и орнаменты, но все равно мастерицы сохраняют в своих работах древние узоры.

Ниёзбегим Гуломшоева живет в Душанбе более 20 лет, но родом она из кишлака Нисур Рушанского района Бадахшана, где, по ее словам, вяжут самые красивые джурабы.

— Я начала вязать с 7 класса, меня этому научили мама и бабушка. Вообще, на Памире принято, чтобы каждая девушка умела вязать, — рассказывает Ниёзбегим, — Бабушка говорила, что надо обязательно уметь вязать джурабы, потому что они могут помочь выжить.

Я раньше не задумывалась над ее словами, но в годы гражданской войны, когда мы приехали в 1995 году в Душанбе, и остались здесь без средств к существованию, именно джурабы спасли мою семью от голода.

Из-за боязни выйти на улицу, я в то время так много вязала: у нас комната до потолка была забита джурабами. Мы их продавали и покупали все необходимое…

По словам Ниёзбегим, первыми ее покупателями стали иностранцы, которые работали в международных организациях. Они оценили работу женщины, которая вяжет экологически чистые изделия, причем, занимается ручным трудом.

— Отличие джурабов от носков заключается не только в технике вязания, но и в свойствах. Джурабы носятся дольше, гораздо меньше протираются, обладают ярко выраженным согревающим эффектом. Для того, чтобы связать джурабы, обязательно нужна овечья или козья шерсть, — рассказывает мастерица.

— Для их вязания используется очень толстая, достаточно грубая пряжа из овечьей шерсти, которая в дальнейшем обрабатывается особым способом, и только после этого красится. Раньше мы сами изготавливали такую пряжу, а теперь заказываем. Настоящие джурабы должны быть очень теплыми и плотными.

По словам Ниёзбегим, на Памире женщины готовили приданое дочерям, и его солидная часть состояла из джурабов, которыми нужно было одаривать многочисленных членов семьи жениха.

Мастерицы подходили к этому процессу с творческой позиции – вязали носки с яркими узорами из окрашенной натуральными красителями овечьей шерсти.

У каждой рукодельницы этот орнамент отличался сочетаниями цветов, расположением и формой узоров.

Оказывается, в вязании джурабов есть свои секреты. Во-первых, для джурабов не годится шерсть тонкорунных пород овец, только грубошерстных, именно тех, которых до сих пор в основном содержат в горных селениях.

Во-вторых, нужно спрясть плотные тонкие нитки и туго скрутить их в одну, более толстую, чтобы получилась крепкая нитка, которую сложно разорвать руками. Третья хитрость – само вязание.

Оно тоже довольно плотное, с переплетением множества ниток разных цветов.

Но в джурабах главное зависит от мастерства и терпения мастерицы.

Тот, кто живет на Памире, с легкостью различает рушанские и шугнанские джурабы, изделия связанные в Ишкашиме или в Рошткале.

Но самые красивые, по мнению экспертов, это бартангские джурабы – у них сочные цвета и красивые орнаменты. Различаются джурабы и по тому, для кого они вяжутся. Для детей и женщин выбирают яркие цвета, нарядные орнаменты с использованием множества оттенков. Для мужчин используют темные, сдержанные тона, делая упор на качество и удобство изделия.

— Некоторые мастерицы предпочитают некрупный, яркий, геометрический орнамент, другие больше используют цвета, например, красный оттенок, — рассказывает наша героиня, — Памирские девушки носят джурабы преимущественно с красным цветом, а мужчины предпочитают с белым.

Что касается орнаментов, то Ниёзбегим говорит, что они тоже бывают разными. Например, можно в своих работах использовать арийский орнамент – свастику, обозначающий четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. А можно и лалик – кукольный глаз. Мастерица вспоминает, что даже связала носки с орнаментом американского флага, иностранцы их сразу скупили.

Сначала вяжут кайму, ободок, потом сихом (сих — крючок на рушанском диалекте) набирают петли основания джураба, на последнем месте – пятка и носок.

Ниёзбегим признается, что даже в сувенирных лавках узнает свои работы. Мы удивляемся: ведь вязать могут почти все памирские женщины, как же вы можете узнать свои джурабы?

Женщина загадочно улыбается:

— Ни одна работа не может быть точной копией другой. Конечно, у нас есть тетрадки, в которых мы собираем и копируем различные понравившиеся узоры, но каждая мастерица обязательно, да и добавит в свою работу что-то свое.

Она признается, что за столько лет работы знает узоры наизусть, поэтому и в тетрадку не заглядывает. Кстати, пару джурабов мастерицы могут связать за два дня. Цена среднего размера джурабов стоит порядка 60-80 сомони.

Но если это специальный заказ, то можно их связать из чистейшей шерсти без примесей — подороже. Зато это будут настоящие лечебные джурабы. И еще одно: вязание джурабов тоже хорошая терапия, которая успокаивает нервы.

Джурабы – отличный подарок близким людям в зимнее время года. Ведь ноги в тепле – здоровье в доме!

Как правильно вязать джурабы. Часть 1

Привет дорогие читатели

Джурабы — толстые вязаные носки у народов Кавказа, Передней и Средней Азии

Юрюк или чорабы — шерстяные носки у турок

Джорабы — узорчатые носки В Азербайджане
Чорапи -у болгар
(Этнографический соловарь)

Джурабы — это очень красивые яркие, красочные и очень теплые носки, традиционные у народов Кавказа, Памира, Средней и Малой Азии. Они настолько тёплые, что иногда к ним пришивается кожаная подошва, и джурабы являются обувью, носить которую можно в самый лютый мороз, как валенки.

Традиции в изготовлении джурабов у народов Кавказа и Средней Азии народов очень древние. Что меня заинтересовало в вязании джурабов, так это сам способ. Ведь он отличается от привычного нам изготовления наших носочков.

Да и у этих народов они немножко разные. Например, традиционные памирские джурабы вяжутся крючком, очень тёплые, лёгкие и прочные.

Памирские джурабы очень популярны у полярников, любителей зимних видов спорта, рыбалки, зимнего туризма.

Дагестанские и афганские похожи в принципе между собой, но отличие тоже есть: афганские — остроносенькие, а дагестанские — с круглым носком и пяточкой. И вяжутся немного иначе.

Кубинские джурабы можно узнать по особому орнаменту с насыщенной гаммой веселых красок. В дербентских джурабах, в основном, преобладают красные, зеленые, желтые цвета, на них изображен растительный рисунок. Ахтинские — лезгинские ковровые джорабы имеют сложнейший орнамент, они связаны из пряжи, состоящей из разного множества красочных тонких шерстяных нитей.

Одним из основных элементов национальной обуви Азербайджана (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки (джорабы). В Азербайджане не было такого места, где бы не носили джорабы.

Вязали их женщины, для чего употребляли как овечью, так и верблюжью шерсть. В холодной зоне джорабы вязали с длинными голенищами (узун богаз) и плотные, а на низменности, где был умеренный климат, с короткими голенищами (гыса богаз).

Носки были как повседневные, так и для торжественных случаев. Узорчатые носки шли на продажу, их обменивали на сельскохозяйственные продукты. В Гарабаге вязали джорабы с ковровым орнаментом (из называли «гебе джорабы»).

Особое внимание обращали на красоту носков, входивших в приданое невесты. Лучшие образцы носков переходили из поколения в поколение.

В отличие от мужских, женские носки обычно были яркие, многоцветные, с красивым и сложным рисунком и густой, насыщенной гаммой красок.

Мужские носки в большинстве случаев были одноцветные или с простым орнаментом (белые, черные и т.п.). Для завязывания носков имелся шнур с кисточкой из той же шерстяной нитки.

Несмотря на то, что имелись разные региональные типы носков, способы вязания не отличались друг от друга. Разнообразным был только орнамент.

Изучая орнамент в джурабах, очевидно, что это не просто украшение одежды, а своеобразные обереги. Часто встречаемыми мотивами орнамента являются различные изображения солнцеворота, скорпиона, птиц, трёхступенчатых пирамид, цветов и т.д.

Каждая мастерица считает своим долгом сделать неповториимый орнамент, единственный в своём роде. Ведь вяжет она для любимого дорогого человека тёплые джурабки не просто для тепла, а и для того, чтобы они охраняли и оберегали его везде и всегда.

И частичку своей души она вплетает в каждую петельку.

Традиционными цветами в орнаменте являются цвета земли, неба, солнца, гор, чёрной ночи и ясной луны. Поэтому джурабы такие яркие, красивые, сочные можно сказать.

Традиционные джурабы вяжутся из овечьей или ячьей шерсти, поэтому они такие тёплые. А поскольку мастерицы прядут пряжу ещё и для ткачества ковров, то нитки эти совсем даже не тонкие, а наоборот, толщиной 3-4 мм. Соответственно толщине ниток подбираются и спицы.

Для вязания джурабов нужны носочные спицы ( 5 штук) из стали или с тефлоновым покрытием. Гурманам, к коим отношу и себя, советую поработать на деревянных или бамбуковых спицах.

Для того, чтобы во время работы ниточки не путались, рекомендую приобрести специальный напёрсточек для вязания орнамента. Очень полезная вещица.

Традиционые джурабы украшаются жаккардовым орнаментом. Тем мастерицам, которые ещё не владеют техникой вязания многониточных орнаментов, расскажу немного о правилах их вязания.

Во-первых, узоры подразделяются на два основных вида: однониточный (рельефный) узор, который получается путём переплетения петель, и многониточный орнамент, жаккардовый. Для того, чтобы вязать такой орнамент, конечно же, нужны и навык, и терпение, и целеустремлённость.

Во-вторых, вязать орнамент нужно аккуратно, не перетягивая нити, чтобы узор и само изделие не стало стянутым, не деформировалось. Вот, пожалуй, и все секреты. Сложного ничего нет. Главное — не бояться, у Вас всё получится, когда есть большое желание

Навык вязания джурабов вы со временем приобретёте, а вот терпением надо запастись. За приложенные усилия Вы непременно будете вознаграждены получившейся красотой и чувством гордости за себя, что вы смогли это сделать. А какой это будет чудесный подарок своему близкому человеку! Возможно, и себе.

Вяжем джурабы спицами своими руками мастер класс

Джурабы – это яркие и красивые гольфы и носки, которые легко связать спицами. Специфическая расцветка и особый способ вязания дарят отличное настроение в процессе работы над ними.

С вязанием джурабов легко справиться, даже если вы только начали открывать для себя удивительный мир рукоделия. Вы быстро сориентируетесь, что к чему, и уже в скором времени сможете порадовать своих близких такими носками в стиле этно. Или же вы можете сделать ваши джурабы в виде гольфов – вам решать, какими в итоге они получатся.

Джурабы – это традиционный элемент одежды народов Малой и Средней Азии, а также Кавказа и Памира.

Джурабы очень многофункциональные. Если вязать их из плотных шерстяных ниток, то они будут согревать даже в самые холодные вечера и ночи.

К ним даже можно пришить кожаную подошву, и носить в качестве креативных валенков. А если использовать для вязания нитки потоньше – например, акриловые, то их хорошо носить дома, когда похолодает.

Можно даже не носить тапки, если связанные вами джурабы отличаются высокой плотностью.

Кроме пестрого и веселого вида, джурабы имею еще одно отличие от обычных вязаных носков. Технология вязания джурабов совсем другая.

К примеру, традиционные памирские джурабы вяжутся с помощью крючка. В итоге получается легкое изделие с высокой плотностью. Кроме этого, они довольно теплые. А афганские и дагестанские джурабы несколько похожи, и отличаются только тем, как в итоге выглядит носок – может быть круглым или острым.

Рисунок на джурабах — это не только одно лишь красивое изображение. В традициях восточных народов в орнамент джурабов закладывался особый, сакральный смысл. Джурабы выступали в роли специфического оберега.

Для него зачастую использовались изображения разнообразной флоры и фауны. Кроме этого, некоторые виды насекомых также облекались защитным смыслом – например, скорпионы. Также значимыми были орнаменты, в которые включали изображения пирамид, или даже солнцеворот.

Считалось, что перед тем, как приступать к вязанию джурабов, женщинам нужно было сосредоточиться. Для этого лучше всего подходило вдумчивое и долгое созерцание коровьих глаз. Позже получалось, что их очертания и появлялись на джурабах. Идеи для орнаментов брали из всего, что было вокруг.

Жизнь и быт неоднократно подбрасывали варианты изображений. Долгое время, проведенное за кухонными делами, стало катализатором того, что в орнаменте появились изображения огня — трудно удержать от того, чтобы не изобразить пламя, когда часто смотришь на него.

Символизм в большинстве случаев черпался именно из природы.

Мастерица должна была создать уникальный орнамент. Ведь в создание вещи вкладывался особый смысл – джураб должен был мало того, что приносить пользу близкому человеку, так еще и защищать его.

Также считалось, что мастерица задействовала не просто рисунки, которые таили в себе определенные смыслы. Кроме них она также вплетала в джураб частичку своей души.

Каждая петля должна была пропитываться особой позитивной энергетикой, чтобы в итоге джураб принес как можно больше пользы.

В те времена секреты обработки шерсти не были общедоступными. Они тщательно оберегались, как и принципы изготовления пряжи. Знание об окрашивании тоже открывалось не всем: потомственные вязальщицы передавали их исключительно своим дочерям и внучкам.

Чтобы получить наиболее качественную шерсть для вязки джурабов, памирцы разработали особый подход к уходу и рациону скотины. Частое купание, тщательное кормление и постоянное расчесывание шерсти благотворно влияло на будущую пряжу. Она была особенно прочной, удивительно шелковистой, а также неимоверно мягкой и очень долговечной.

Ведь было очень обидно, если джураб долго вязался, и спустя короткий промежуток времени приходил в негодность. Кроме того, что это было непрактично, вязальщицу могли начать подозревать в недобром умысле.

Тогда считалось, что случайностей быть не могло, и если джураб рвался – то этому, кроме некачественной пряжи, могло быть иное объяснение. Также можно было выслушать укоры в том, что пряжа создавалась не особенно тщательно и внимательно.

Небрежность и лень негативно характеризовали рукодельницу, и ее статус в обществе мог значительно понизиться. Это зависело от того, насколько приверженными традициям были люди.

Традиционные джурабы выполнялись с задействованием пряжи такого цвета: фиолетового, красного, желтого, черного и зеленого. Издревле такие цвета памирцы получали после натурального окрашивания пряжи.

Краски создавались из определенных сочетаний коры орешника, хны растительного происхождения, а также прочих растений, которые росли на местности. Такие цвета символизировали ясную луну, черную ночь, горы и солнце, а также землю и небо.

Как начать вязать джурабы

Джурабы — это разновидность носков, которые вяжутся особым способом. Начинается вязание с мыска, а не с верхнего края, как мы к этому привыкли.

Отличительной особенностью джурабов так является то, что вдоль всей стопы, как правило, вывязывается полоска, которая на пятке расходится на две части – первая часть идет на пятку, вторая часть вверх к лодыжке и дальше по голени.

В зависимости от задуманного рисунка, полоску можно и не раздваивать, а уходить либо вверх, либо к пятке.

На фото хорошо видна эта характерная особенность носочков.

Начинаем вязание с отделочной полоски. Она от начала и до конца вязания сохраняет свою ширину. И уже от нее мы начинаем вывязывать верх и нижнюю часть подошвы, добавляя к полосе петли.

Как набирать петли?

Набор петель в вязании джурабов делают совершенно особым способом, который подробно представлен на видео, подготовленным Garnstudio.com – знакомым всем вязальщицам сайтом DROPS design. Этот способ стоит освоить и набирать петли именно таким образом

В некоторых источниках для подобных носочков рекомендуется набор петель восьмеркой, когда мы просто наматываем нить на две спицы, образуя восьмерку, как бы связывая их между собой, никак не закрепляя нить.

Но после такого набора петель достаточно проблематично начинать вязание, сохраняя при этом одинаковую плотность и высоту петель. Очень сложно провязать всего несколько петель ровно. А ведь это будет достаточно заметное место на готовом изделии.

Поэтому это видео о начале вязания джурабов просто выручает.

Итак, мы набрали петли для наших будущих джурабов и у нас получилось:

Следки спицами аля Джураб

Мы в самом начале вязания, в центре мыска, в центре нашей отделочной полоски, которая является отличительной особенностью джурабов. Оставим сейчас хвостик нитки. Затем нам придется его хорошенько спрятать. Далее вяжем по кругу – сначала петли на первой спице, затем петли на другой.

И у нас получилось:

При желании, смотря какой толщины у вас пряжа, можно провязать дополнительный круг. Иногда мастерицы провязывают три круга. Со следующего ряда прибавляем петли подошвы:

Теперь нам понадобится четвертая спица, которой мы будем поддевать нить из межпетлевого пространства.

Провязываем петли на следующей спице, петли нашей полосы.

А теперь наглядно увидим, что у нас получается, наложив вязание на схему джураба.

Наше вязание состоит из всех петель боковой полоски и петель верха и низа подошвы: 6 петелек – отделочная полоска, 3 петельки – начало низа подошвы, 6 петелек – отделочная полоска, 3 петельки – начало верха стопы.

Добавления петель для расширения мыска можно делать разными способами. Если мы хотим получить острый нос, то добавляем петли один раз за два круга.

Если хотим получить закругленный мысок, то делаем прибавки в каждом круге, в зависимости от придуманного вами рисунка.

Итак, мы с вами начинаем! Набираем петли, как показывает видео, провязываем два полных круга, а затем расширяем вязание, добавляя петли для стопы.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Старинные кинжалы с Кавказа: разновидности и немного истории | Возрождение

Кинжалы для кавказских мужчин издавна были предметом личной и семейной гордости, частью национальной символики. Они обозначают силу воина, его величавость, стремление и готовность защищать свою честь, достоинство семьи, а также весь свой народ. Всем известно, что расставаться с кинжалом было не в обычае горцев. Он даже служил в качестве столового прибора.

Ещё до начала прошлого века бытовала традиция, согласно которой новорождённому мальчику дарили его первый кинжал. Когда сын достигал возраста 14 лет, отец вручал ему новый, уже намного больший по размерам.

Тогда, как и сейчас, кинжалы по праву можно назвать произведениями ювелирного искусства. Вместе с красотой он выделялся боевыми качествами.

Секреты металлургии, которыми владели народы Кавказа, во многом утеряны, но кое-что дошло и до наших дней.

Удивительные по качеству кинжалы и сабли ковали в дагестанских селах Кубачи и Амузги. Из этой местности булатная сталь и клинки расходились на Восток, в другие области Российской империи и даже в страны Европы.

Техника боя на кинжалах

Основные приёмы, характерные для кавказского искусства кинжального фехтования оформились ещё в средние века. Базовыми для местного стиля были очень резкие удары рубящего и колющего типов, которые сочетаются с прыжками и выпадами. Распространено было использование двух кинжалов сразу, но с технической точки зрения это намного сложнее и доступно было далеко не всем.

Типология кавказских кинжалов

Кинжал по своей форме предназначен для того чтобы наносить сопернику в поединке колющие удары. Два основных типа кинжалов сейчас отличаются по форме клинка: у одного он прямой, у второго – изогнутый. Название первого из них – кама, второй называется бебут.

Кинжал прямого типа затачивается с обеих сторон и резко сужается на конце. При этом рукоять довольно-таки короткая, на ней костяные и роговые накладки.

Бебут – более редкий тип кинжала, как мы уже писали, отличается изогнутым концом. Оба типа кинжалов имеют в длину свыше сорока сантиметров. Лезвия имеют долы и ребра для увеличения прочности. Ножны производились из дерева, которое обшито кожей.

Устье ножен и наконечник обычно оббивались металлом. На ножнах есть специальное кольцо для прикрепления кинжала к поясу. Эти два типа холодного оружия являются общими для всего Кавказа.

У кинжалов каждого из народов есть отличительные черты, которые касаются формы, длинны рукояти и самого лезвия, орнаментов и прочих деталей.

Кинжалы черкесов

Украшались серебром, при этом внешний вид самого оружия был довольно аскетичным. Особым образом отмечались кинжалы воинов, которые объявили о кровной мести. Его ножны отделывали мельхиором, имеющим красные пятна.

Кинжалы Грузии

Повсеместно в Грузии распространены прямые кинжалы клиновидной формы. Они немного короче других, на конце лезвия их форма близка к полуовалу. Рукоять и ножны клинка обкладывались серебром с гравировкой, в которой преобладают растительные орнаменты.

Армянские кинжалы

Форма похожа на грузинский, но рукоять значительно длиннее, орнаментация, как правило, тоже богаче. Часто используется мотив тюльпанов.

Кинжалы, которые сделаны в Азербайджане, отличаются тем, что декор есть и на самом клинке. В орнаменте объединены растительные и геометрические мотивы из арабской каллиграфии.

Кавказские кинжалы широко применялись в российской армии вплоть до революции. Чаще всего использовался именно бебут. Его носили нижние чины вместо шашки.

Надеемся, вам был интересен короткий экскурс в историю кинжала. В действительности же многие важные факты остались «за кадром», поскольку тема чрезвычайно сложная и интересная. Оставайтесь с нами и узнаете ещё больше о предметах старины.

Вязание джурабов крючком: уроки вязания разных техник

Джурабы – красивые, яркие, теплые однотонные или с орнаментом носки изготавливаются из овечьей или ячьей шерсти. Если к таковым пришить кожаную подошву, получится прочная, износостойкая обувь. С легкостью заменяют валенки.

Джурабы вязаные крючком – не просто украшение одежды или модный предмет гардероба. Образцы с народными орнаментами в виде птиц, цветов, солнцеворота и прочего служат своеобразным оберегом. Подобным рукоделием занимались мастерицы из Памира и Афганистана.

Они вкладывали в работу частичку души и тепла.

Памирские джурабы из шерсти: мастер-класс

Изготавливаются из толстой шерстяной пряжи и только крючком. Носки украшаются яркими узорами и этническими орнаментами. Техника вязания памирских джурабов крючком проста: петли делаются длинными, вязка слабой. Однако носки получаются плотными и крепкими. Благодаря объемной форме такие изделия согревают ноги и долго носятся.

Вязка состоит из полустолбиков или столбиков без накида. Для гармоничного переплетения цветов и орнамента используют черные, красные, желтые, зелёные, фиолетовые и другие нити.

Однониточные рельефные узоры создаются путем переплетения петель, жаккардовые многониточные – переплетением пряжи. Памирские джурабы вяжутся по кругу сверху вниз. Начинаются с резинки-каймы и заканчиваются мыском.

Не перетягивайте нити иначе орнамент и само изделие деформируется. Выполняйте вязку аккуратно.

Для работы потребуется:

  • крючок № 5 для манжеты и пятки, №7 – для голенища и стопы;
  • шерстяная пряжа нескольких оттенков;
  • ножницы.

Размер изделия зависит от количества набранных петель. Решайте самостоятельно.

Манжета

Наберите около тридцати восьми воздушных петель крючком № 5.

Соедините цепочку в кольцо, вязка не должна перекрутиться. Каждый круговой ряд начинайте с одной петли подъема. Свяжите шесть рядов манжеты полустолбиками за заднюю стенку петли.

Для этого введите крючок за заднюю стенку следующей петли предыдущего ряда, захватите рабочую нить и протяните её через петлю, лежащую непосредственно на крючке. Вследствие чего образуется рубчик, а вязка получится в виде полосок. Сделайте один ряд другим цветом.

Паголенок

Продолжите голенище полустолбиками, набранными за обе стенки (как на фото). Для этого используйте крючок № 7. Ряд получится вывернутым. Длину изделия регулируйте сами.

Структура поверхности, связанная столбиками без накида или полустолбиками, выглядит так.

При создании орнамента возьмите несколько разноцветных нитей, которые в процессе вязки переплетайте. Используйте для работы схемы с узорами (приведены ниже). Однако рисунок получится косой. Дойдя до низа голенища (паголенка), сделайте сокращения.

Пятка

Замените крючок на меньший. Чтобы шов разместился на внутренней стороне джурабов, начните вязание по кругу на одном носке, на втором – вернитесь. Для создания пятки используйте 2/3 от количества петель. Провяжите полустолбиками около шести сантиментов – получится прямоугольник (на рисунке обведен красным цветом).

Продолжите вязать пятку, делая соединения по бокам.

Поменяйте крючок на больший, затем обвяжите клин подъёма.

Вязание стопы и мыска

Продолжите тем же узором. Чтобы выполнить мысок, сделайте по две петли убавления в каждом следующем ряду с обеих сторон носка до конца. Таким образом полотно сужается. Края изделия соедините и сшейте. Посмотрите видео.

Это кропотливая работа, однако, результат того стоит. Готовое вязаное изделие выглядит так.

Дагестанские джурабы: урок различий в технике

Выполнение аналогична памирскому. Дагестанский вариант отличается круглым носочком и тщательно провязанной пяткой. Мужские носки-джурабы темные, однотонные либо с простым узором.

Женские изделия – яркие, с насыщенными оттенками, с красивыми и сложными орнаментами. Вязание дагестанских джурабов крючком простое, используйте описанный ранее мастер-класс.

Круглый носочек сделайте согласно схеме (размещена ниже).

Еще один неординарный способ создания джурабов: свяжите отдельные фрагменты столбиками с накидом (фото), затем сшейте готовые элементы по краям. Если взять разноцветные нити, получится яркая модель. В качестве пряжи используют также остатки ниток. Образцы выполняют с добавлением петель на поворотном ряду. Резинка довязывается в конце работы.

Уделите орнаменту должное внимание. Многие узоры, сохранившие традиции народов, имеют тысячелетнюю историю и разностороннее значение. Джурабы практичны. Их носят в холодное время года домохозяйки, полярники, рыболовы, охотники и любители зимних видов спорта. Поэтому усидчивые рукодельниц обеспечат родню теплыми носками и сэкономят семейный бюджет.

Напоминание! Используйте жаккардовую технику аккуратно, иначе узоры могут покоситься.